Здоровый образ жизни — это пережиток коммунизма«написано на фотопортрете Валерии Новодворской. «Розыск! В районе Черкизовского рынка разыскиваемый обезвредил взрывное устройство», — сообщает следующий плакат с «фотороботом» узкоглазого мужчины и длинным перечнем особых примет, цветом и шрифтом среди которых выделяется надпись: «Национальность не имеет значения». Эти странные работы — лишь небольшая часть экспозиции, открытой 20 мая в Культурном центре ГУ — ВШЭ в рамках первого студенческого фестиваля социальной рекламы «Мир».
«Пять раз мы проводили Российский студенческий фестиваль социальной рекламы — РСФСР, который и в этом году, как обычно, состоится в Московском государственном университете культуры и искусств, — рассказывает создатель “Мира” Галина Вельская. — За это время мы поняли, что собрать работы студентов разных вузов и наградить лучших — это хорошо, но мало. Студентов нужно еще и учить тому, что такое социальная реклама, как ее делать». В рамках трехдневного фестиваля «Мир» сотрудники агентств BBDO, Progression, Most Creative Club и других проводят с участниками мастер-классы, круглые столы и экспресс-креатив по рекламе волонтерского движения (это задание Комитета общественных связей Москвы). Разбор конкурсных работ 22 мая проводит обладатель двух каннских «львов» творческий директор JWT Russia Иван Чимбуров. А победители конкурса, на который было подано почти 350 работ из 40 российских вузов, летом поедут на Черное море, чтобы за две недели создать проект социальной рекламы по заказу правительства Москвы.
«В России мало социальной рекламы, а та, что есть, обычно некачественная, — считает вице-президент Союза создателей социальной рекламы советник по креативу группы маркетинговых коммуникаций АДВ Александр Алексеев, вошедший в жюри студенческого конкурса. — Это связано в том числе и с тем, что у заказчиков социальной рекламы часто имеется ряд табу, из-за которых не готовы работать талантливые профессионалы. Исправить ситуацию можно, на мой взгляд, проводя конкурсы — то есть публично отбирая лучшее и объясняя, чем оно хорошо, а также воспитывая тех, кто будет делать социальную рекламу в ближайшем будущем. Для этого нужен и этот фестиваль, и мастер-классы, семинары, тренинги, которые в последние два-три года наконец начали проводить ведущие сотрудники рекламных агентств в вузах».
По мнению другого члена жюри, заместителя заведующего кафедрой теории и практики рекламы ГУ — ВШЭ Гюзеллы Николайшвили, проблемы с качеством социальной рекламы видны даже по результатам студенческого конкурса: первое место присуждено лишь в номинации «Видеореклама», а в номинациях «Печатная реклама», «Стратегия социальной рекламной кампании» и «Нестандартный рекламный носитель» достойных этой награды не нашлось. «Любопытные работы есть, — говорит Гюзелла, — но, по-моему, в России в принципе не очень понимают, зачем и как продвигать социальные идеи. Студенты, приходящие ко мне на курс, поначалу спрашивают: зачем мне знать об инвалидах, если меня эта проблема не касается? Разве реклама о вреде курения не вмешательство в мою личную жизнь?»
Лучшие конкурсные идеи будут реализованы. Оргкомитет фестиваля уже ищет партнеров для осуществления проекта к 65-летию Победы: студенты опросили ветеранов и готовят альбом, на каждом листе которого — фотография человека, его имя и небольшое воспоминание о войне. В конце альбома — открытки, на которых можно написать одному из ветеранов. Предположительно, альбомы будут распространяться в какой-нибудь сети кофеен.